По данным ГИБДД и аналитического агентства «АВТОСТАТ» на 1 июля 2016 года в России было зарегистрировано 41 млн. легковых автомобилей.
Средний возраст автопарка составил 12 лет, причем возраст трети автомобилей превысил 15 лет. Около 60% составляют иномарки, каждый пятый автомобиль относится к сегменту SUV. Порядка 40% соответствует экологическим стандартам «Евро-4» и выше. Всего лишь 4,5% парка являются дизельными автомобилями.
Самая большая доля приходится на отечественные машины - 41%, что соответствует 16,8 миллионам. При этом автомобили бренда Ладв составляют 33,7%, доля ГАЗа гораздо скромнее - 2,5%, у Москвича - 1,6%.
Японские марки занимают 22,1% (9,1 млн). Тройка лидеров: Toyota - 8,7%, Nissan - 4,6%, Mitsubishi - 2,7%.
Немецкие - 9,8% (4,0 млн). Volkswagen - 3,4%, Opel - 2,2%, Audi - 1,4%.
Корейские - 9,6% (3,9 млн). Hyundai - 3,9%, KIA - 3,4%, Daewoo - 1,8%.
Американские - 7,4% (3,0 млн). Chevrolet - 3,8%, Ford - 3,1%, Jeep - 0,1%.
Французские - 4,7% (1,9 млн). Renault - 3,5%, Peugeot - 0,7%, Citroen -0,4%.
Доля автомобилей других стран составляет 5,4% (2,2 млн).
Наиболее обеспеченными регионами являются Камчатский край, где на тысячу человек приходится 472 автомобиля. Далее следуют Приморский край - 437 и Московская область - 347. Одной из причин высоких показателей Камчатки и Приморья является то, что через Дальний Восток идет ввоз подержанных иномарок из Японии.
Кстати: Чиновники управделами президента отчитались о своих доходах за 2016 год.
Чаще всего в отчетах упоминаются автомобили Toyota: в 119 декларациях фигурируют 20 машин этой марки. Далее следуют Mercedes-Benz - 16, Nissan - 12, Skoda и Volvo - 8, Audi, Honda и Hyundai - 6, BMW и Land Rover - 5, ВАЗ - 4, ГАЗ - 2.
Cамые распространённые марки автомобилей в России на середину 2016 года
№ | Марка | Кол-во млн | Доля % | № | Марка | Кол-во млн | Доля % |
1 | Lada | 13,84 | 33,7 | 6 | Renault | 1,46 | 3,5 |
2 | Toyota | 3,57 | 8,7 | 7 | Kia | 1,41 | 3,4 |
3 | Nissan | 1,91 | 4,6 | 8 | Volkswagen | 1,38 | 3,4 |
4 | Hyundai | 1,62 | 3,9 | 9 | Ford | 1,28 | 3,1 |
5 | Chevrolet | 1,57 | 3,8 | 10 | Mitsubishi | 1,12 | 2,7 |
Количество легковых автомобилей на 1000 человек по регионам
Место | Регион | Кол/1000 | Место | Регион | Кол/1000 |
1 | Камчатский край | 472 | 43 | Томская обл | 281 |
2 | Приморский край | 437 | 44 | Башкортостан | 277 |
3 | Московская обл | 347 | 45 | Новосибирская обл | 276 |
4 | Калининградская обл | 344 | 46 | Костромская обл | 273 |
5 | Калужская обл | 342 | 47 | Удмуртия | 272 |
6 | Карелия | 341 | 48 | Адыгея | 271 |
7 | Псковская обл | 336 | 49 | Астраханская обл | 270 |
8 | Ханты - Мансийский АО | 327 | 50 | Нижегородская обл | 268 |
9 | Рязанская обл | 324 | 51 | Владимирская обл | 266 |
10 | Мурманская обл | 321 | 52 | Пензенская обл | 265 |
11 | Санкт-Петербург | 316 | 53 | Ульяновская обл | 263 |
12 | Сахалинская обл | 315 | 54 | Алтайский край | 263 |
13 | Орловская обл | 314 | 55 | Волгоградская обл | 261 |
14 | Тверская обл | 314 | 56 | Ставропольский край | 261 |
15 | Оренбургская обл | 314 | 57 | Архангельская обл | 257 |
16 | Белгородская обл | 313 | 58 | Ярославская обл | 256 |
17 | Тамбовская обл | 311 | 59 | Кировская обл | 253 |
18 | Тюменская обл | 311 | 60 | Мордовия | 241 |
19 | Смоленская обл | 310 | 61 | Ненецкий АО | 240 |
20 | Ямало-Ненецкий АО | 309 | 62 | Забайкальский край | 239 |
21 | Самарская обл | 309 | 63 | Амурская обл | 239 |
22 | Москва | 308 | 64 | Брянская обл | 237 |
23 | Новгородская обл | 308 | 65 | Северная Осетия | 235 |
24 | Хакасия | 308 | 66 | Кемеровская обл | 234 |
25 | Татарстан | 307 | 67 | Пермский край | 231 |
26 | Воронежская обл | 307 | 68 | Калмыкия | 228 |
27 | Липецкая обл | 304 | 69 | Хабаровский край | 227 |
28 | Краснодарский край | 304 | 70 | Еврейская АО | 224 |
29 | Курганская обл | 302 | 71 | Ивановская обл | 221 |
30 | Тульская обл | 300 | 72 | Алтай | 220 |
31 | Магаданская обл | 293 | 73 | Марий Эл | 214 |
32 | Ростовская обл | 292 | 74 | Кабардино-Балкария | 213 |
33 | Вологодская обл | 291 | 75 | Чувашия | 212 |
34 | Челябинская обл | 291 | 76 | Якутия (Саха) | 203 |
35 | Коми | 290 | 77 | Бурятия | 196 |
36 | Красноярский край | 289 | 78 | Карачаево - Черкессия | 182 |
37 | Ленинградская обл | 284 | 79 | Тыва | 181 |
38 | Курская обл | 284 | 80 | Дагестан | 171 |
39 | Иркутская обл | 283 | 81 | Ингушетия | 142 |
40 | Саратовская обл | 282 | 82 | Чечня | 131 |
41 | Омская обл | 281 | 83 | Чукотский АО | 88 |
42 | Свердловская обл | 281 | В среднем | 285 |
«То, что мы сейчас наблюдаем в России – это уровень автомобилизации США до Второй мировой войны», делает выводы директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «Многие страны пережили взрывной рост автопарка за последние десятилетия, но в наиболее просвещенных рост замедлился, а кое-где даже пошел вниз. Россия же находится пока на восходящей траектории».
По его словам, в связи с этим крупным городам необходимо будет принять ряд мер, чтобы избежать уплотнения движения. «Масштабное дорожное строительство, которое ведется в Москве, в глобальном плане не имеет смысла. В столице на одну машину приходится порядка 30 кв. метров асфальта, в то время, как в Европе – 100 метров, а в США – 200. Расширения магистралей и новые эстакады принципиально ситуации не изменят. Боюсь, что властям придется применять сингапурскую модель, искусственно ограничивая автопарка в городах с помощью высоких налогов и пошлин».