Автопарк

По данным ГИБДД и аналитического агентства «АВТОСТАТ» на 1 июля 2016 года в России было зарегистрировано 41 млн. легковых автомобилей.
Средний возраст автопарка составил 12 лет, причем возраст трети автомобилей превысил 15 лет. Около 60% составляют иномарки, каждый пятый автомобиль относится к сегменту SUV. Порядка 40% соответствует экологическим стандартам «Евро-4» и выше. Всего лишь 4,5% парка являются дизельными автомобилями.
Самая большая доля приходится на отечественные машины - 41%, что соответствует 16,8 миллионам. При этом автомобили бренда Ладв составляют 33,7%, доля ГАЗа гораздо скромнее - 2,5%, у Москвича - 1,6%.
Японские марки занимают 22,1% (9,1 млн). Тройка лидеров: Toyota - 8,7%, Nissan - 4,6%, Mitsubishi - 2,7%.
Немецкие - 9,8% (4,0 млн). Volkswagen - 3,4%, Opel - 2,2%, Audi - 1,4%.
Корейские - 9,6% (3,9 млн). Hyundai - 3,9%, KIA - 3,4%, Daewoo - 1,8%.
Американские - 7,4% (3,0 млн). Chevrolet - 3,8%, Ford - 3,1%, Jeep - 0,1%.
Французские - 4,7% (1,9 млн). Renault - 3,5%, Peugeot - 0,7%, Citroen -0,4%.
Доля автомобилей других стран составляет 5,4% (2,2 млн).
Наиболее обеспеченными регионами являются Камчатский край, где на тысячу человек приходится 472 автомобиля. Далее следуют Приморский край - 437 и Московская область - 347. Одной из причин высоких показателей Камчатки и Приморья является то, что через Дальний Восток идет ввоз подержанных иномарок из Японии.
Кстати: Чиновники управделами президента отчитались о своих доходах за 2016 год. Чаще всего в отчетах упоминаются автомобили Toyota: в 119 декларациях фигурируют 20 машин этой марки. Далее следуют Mercedes-Benz - 16, Nissan - 12, Skoda и Volvo - 8, Audi, Honda и Hyundai - 6, BMW и Land Rover - 5, ВАЗ - 4, ГАЗ - 2.

Cамые распространённые марки автомобилей в России на середину 2016 года

 №  Марка Кол-во млн Доля %  №  Марка Кол-во млн Доля %
1 Lada 13,84 33,7 6 Renault 1,46 3,5
2 Toyota 3,57 8,7 7 Kia 1,41 3,4
3 Nissan 1,91 4,6 8 Volkswagen 1,38 3,4
4 Hyundai 1,62 3,9 9 Ford 1,28 3,1
5 Chevrolet 1,57 3,8 10 Mitsubishi 1,12 2,7

Количество легковых автомобилей на 1000 человек по регионам

Место Регион Кол/1000 Место Регион Кол/1000
1 Камчатский край 472 43 Томская обл 281
2 Приморский край 437 44 Башкортостан 277
3 Московская обл 347 45 Новосибирская обл 276
4 Калининградская обл 344 46 Костромская обл 273
5 Калужская обл 342 47 Удмуртия 272
6 Карелия 341 48 Адыгея 271
7 Псковская обл 336 49 Астраханская обл 270
8 Ханты - Мансийский АО 327 50 Нижегородская обл 268
9 Рязанская обл 324 51 Владимирская обл 266
10 Мурманская обл 321 52 Пензенская обл 265
11 Санкт-Петербург 316 53 Ульяновская обл 263
12 Сахалинская обл 315 54 Алтайский край 263
13 Орловская обл 314 55 Волгоградская обл 261
14 Тверская обл 314 56 Ставропольский край 261
15 Оренбургская обл 314 57 Архангельская обл 257
16 Белгородская обл 313 58 Ярославская обл 256
17 Тамбовская обл 311 59 Кировская обл 253
18 Тюменская обл 311 60 Мордовия 241
19 Смоленская обл 310 61 Ненецкий АО 240
20 Ямало-Ненецкий АО 309 62 Забайкальский край 239
21 Самарская обл 309 63 Амурская обл 239
22 Москва 308 64 Брянская обл 237
23 Новгородская обл 308 65 Северная Осетия 235
24 Хакасия 308 66 Кемеровская обл 234
25 Татарстан 307 67 Пермский край 231
26 Воронежская обл 307 68 Калмыкия 228
27 Липецкая обл 304 69 Хабаровский край 227
28 Краснодарский край 304 70 Еврейская АО 224
29 Курганская обл 302 71 Ивановская обл 221
30 Тульская обл 300 72 Алтай 220
31 Магаданская обл 293 73 Марий Эл 214
32 Ростовская обл 292 74 Кабардино-Балкария 213
33 Вологодская обл 291 75 Чувашия 212
34 Челябинская обл 291 76 Якутия (Саха) 203
35 Коми 290 77 Бурятия 196
36 Красноярский край 289 78 Карачаево - Черкессия 182
37 Ленинградская обл 284 79 Тыва 181
38 Курская обл 284 80 Дагестан 171
39 Иркутская обл 283 81 Ингушетия 142
40 Саратовская обл 282 82 Чечня 131
41 Омская обл 281 83 Чукотский АО 88
42 Свердловская обл 281   В среднем 285

«То, что мы сейчас наблюдаем в России – это уровень автомобилизации США до Второй мировой войны», делает выводы директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «Многие страны пережили взрывной рост автопарка за последние десятилетия, но в наиболее просвещенных рост замедлился, а кое-где даже пошел вниз. Россия же находится пока на восходящей траектории».
По его словам, в связи с этим крупным городам необходимо будет принять ряд мер, чтобы избежать уплотнения движения. «Масштабное дорожное строительство, которое ведется в Москве, в глобальном плане не имеет смысла. В столице на одну машину приходится порядка 30 кв. метров асфальта, в то время, как в Европе – 100 метров, а в США – 200. Расширения магистралей и новые эстакады принципиально ситуации не изменят. Боюсь, что властям придется применять сингапурскую модель, искусственно ограничивая автопарка в городах с помощью высоких налогов и пошлин».