По данным ГИБДД и аналитического агентства «АВТОСТАТ» на 1 января 2015 года в России было зарегистрировано 40,9 млн. легковых автомобилей, что
на 3,8% больше прошлогоднего показателя.
Таким образом, на каждую тысячу россиян приходится примерно 290 легковых автомобиля. Это примерно соответствует уровню Республики Корея (346 авто) и Саудовской Аравии (336).
За последнее десятилетие российский автопарк заметно омолодился. Так, в начале 2005 года 73,4% автомобилей, стоящих на учете, были старше семи лет.
Сейчас таких «возрастных» машин в автопарке страны уже гораздо меньше – 63,9%. А доля «старичков», чей возраст перевалил за 15 лет, составляет 33,1%,
то есть более 13 млн. автомобилей.
Иностранные бренды продолжают наращивать свою долю. В течение 2014 года Kia увеличила показатель на 20,4%, Renault — на 18,7%, Hyundai — на 15,3%, Volkswagen — на 11,9%, а Nissan — на 10,7%,
но в целом отечественный автопром сохраняет свои позиции. Как следствие 40% автопарка, относится к самому низкому экологическому классу – «Евро-0».
39% российского парка делят японские бренды, 32% европейские, 13% корейские и американские, на долю китайских приходится 2%.
10 самых распространённых марок в России на начало 2015 года
№ | Марка | Кол-во млн | Доля % | № | Марка | Кол-во млн | Доля % |
1 | Lada | 14,1 | 34,5 | 6 | Renault | 1,3 | 3,2 |
2 | Toyota | 3,6 | 8,8 | 7 | Volkswagen | 1,3 | 3,1 |
3 | Nissan | 1,8 | 4,5 | 8 | Ford | 1,2 | 3,0 |
4 | Chevrole | 1,5 | 3,7 | 9 | Kia | 1,2 | 2,9 |
5 | Hyundai | 1,4 | 3,5 | 10 | ГАЗ | 1,2 | 2,9 |
Если говорить о структуре парка по моделям, то первые три места занимает отечественная классика - «Жигули» 2106, 2107, 2101, при этом их количество постоянно уменьшается. Всего в России насчитается более 14 млн «Лад» и «Жигулей». Единственная иномарка в десятке – это Toyota Corolla.
Самый большой парк легковых автомобилей — в Москве. В столице зарегистрировано свыше 3,8 млн. автомобилей.
На втором месте – Санкт-Петербург свыше 1,6 млн., на третьем – Новосибирск 441 тыс.
По доли иномарок лидирует Дальний Восток: Находка 93,6%, Владивосток 93,4% и Уссурийск 90,4%.
Что касается автомобилей отечественных брендов, то они традиционно наиболее популярны в Поволжье: Тольятти 33,4%, Ульяновск 44%, Саратов 48,5%.
10 городов с самым большим парком легковых автомобилей
№ | Город | Кол-во тыс | Доля иномарок % | № | Город | Кол-во тыс | Доля иномарок % |
1 | Москва | 3,800 | 76,2 | 6 | Самара | 401 | 53,0 |
2 | Петербург | 1,600 | 74,3 | 7 | Казань | 365 | 63,1 |
3 | Новосибирск | 441 | 73,5 | 8 | Нижний Новгород | 343 | 64,9 |
4 | Екатеринбург | 437 | 70,8 | 9 | Омск | 326 | 58,0 |
5 | Владивосток | 423 | 93,4 | 10 | Ростов-на-Дону | 321 | 64,8 |
«То, что мы сейчас наблюдаем в России – это уровень автомобилизации США до Второй мировой войны, делает выводы директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Многие страны пережили взрывной рост автопарка за последние десятилетия, но в наиболее просвещенных рост замедлился, а кое-где даже пошел вниз. Россия же находится пока на восходящей траектории». По его словам, в связи с этим крупным городам необходимо будет принять ряд мер, чтобы избежать уплотнения движения. «Масштабное дорожное строительство, которое ведется в Москве, в глобальном плане не имеет смысла, говорит господин Блинкин. В столице на одну машину приходится порядка 30 кв. метров асфальта, в то время, как в Европе – 100 метров, а в США – 200. Расширения магистралей и новые эстакады принципиально ситуации не изменят. Боюсь, что властям придется применять сингапурскую модель, искусственно ограничивая автопарко в городах с помощью высоких налогов и пошлин».