Автопарк

По данным ГИБДД и аналитического агентства «АВТОСТАТ» на 1 января 2015 года в России было зарегистрировано 40,9 млн. легковых автомобилей, что на 3,8% больше прошлогоднего показателя.
Таким образом, на каждую тысячу россиян приходится примерно 290 легковых автомобиля. Это примерно соответствует уровню Республики Корея (346 авто) и Саудовской Аравии (336).
За последнее десятилетие российский автопарк заметно омолодился. Так, в начале 2005 года 73,4% автомобилей, стоящих на учете, были старше семи лет. Сейчас таких «возрастных» машин в автопарке страны уже гораздо меньше – 63,9%. А доля «старичков», чей возраст перевалил за 15 лет, составляет 33,1%, то есть более 13 млн. автомобилей.
Иностранные бренды продолжают наращивать свою долю. В течение 2014 года Kia увеличила показатель на 20,4%, Renault — на 18,7%, Hyundai — на 15,3%, Volkswagen — на 11,9%, а Nissan — на 10,7%, но в целом отечественный автопром сохраняет свои позиции. Как следствие 40% автопарка, относится к самому низкому экологическому классу – «Евро-0».
39% российского парка делят японские бренды, 32% европейские, 13% корейские и американские, на долю китайских приходится 2%.

10 самых распространённых марок в России на начало 2015 года

 №  Марка Кол-во млн Доля %  №  Марка Кол-во млн Доля %
1 Lada 14,1 34,5 6 Renault 1,3 3,2
2 Toyota 3,6 8,8 7 Volkswagen 1,3 3,1
3 Nissan 1,8 4,5 8 Ford 1,2 3,0
4 Chevrole 1,5 3,7 9 Kia 1,2 2,9
5 Hyundai 1,4 3,5 10 ГАЗ 1,2 2,9

Если говорить о структуре парка по моделям, то первые три места занимает отечественная классика - «Жигули» 2106, 2107, 2101, при этом их количество постоянно уменьшается. Всего в России насчитается более 14 млн «Лад» и «Жигулей». Единственная иномарка в десятке – это Toyota Corolla.

Самый большой парк легковых автомобилей — в Москве. В столице зарегистрировано свыше 3,8 млн. автомобилей. На втором месте – Санкт-Петербург свыше 1,6 млн., на третьем – Новосибирск 441 тыс. По доли иномарок лидирует Дальний Восток: Находка 93,6%, Владивосток 93,4% и Уссурийск 90,4%.
Что касается автомобилей отечественных брендов, то они традиционно наиболее популярны в Поволжье: Тольятти 33,4%, Ульяновск 44%, Саратов 48,5%.

10 городов с самым большим парком легковых автомобилей

 №  Город Кол-во тыс Доля иномарок %  №  Город Кол-во тыс Доля иномарок %
1 Москва 3,800 76,2 6 Самара 401 53,0
2 Петербург 1,600 74,3 7 Казань 365 63,1
3 Новосибирск 441 73,5 8 Нижний Новгород 343 64,9
4 Екатеринбург 437 70,8 9 Омск 326 58,0
5 Владивосток 423 93,4 10 Ростов-на-Дону 321 64,8

«То, что мы сейчас наблюдаем в России – это уровень автомобилизации США до Второй мировой войны, делает выводы директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Многие страны пережили взрывной рост автопарка за последние десятилетия, но в наиболее просвещенных рост замедлился, а кое-где даже пошел вниз. Россия же находится пока на восходящей траектории». По его словам, в связи с этим крупным городам необходимо будет принять ряд мер, чтобы избежать уплотнения движения. «Масштабное дорожное строительство, которое ведется в Москве, в глобальном плане не имеет смысла, говорит господин Блинкин. В столице на одну машину приходится порядка 30 кв. метров асфальта, в то время, как в Европе – 100 метров, а в США – 200. Расширения магистралей и новые эстакады принципиально ситуации не изменят. Боюсь, что властям придется применять сингапурскую модель, искусственно ограничивая автопарко в городах с помощью высоких налогов и пошлин».