Движение судов по внутренним водным путям
127. Судно, идущее вверх, - судно, осуществляющее движение в направлении:
на реках и водохранилищах - от устья к истоку реки, включая участки, где с отливом и приливом
направление течения меняется;
на каналах:
- имени Москвы - от г. Москва к п. Большая Волга;
- Беломорско - Балтийском - от г. Беломорск к г. Павенец;
- Волго - Балтийском - от г. Череповец к г. Вытегра;
- Волго - Донском - от р. Дон к р. Волга;
- на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, - от
основного хода к берегу;
- на озерах - в соответствии с документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.
128. Под судном, идущим вниз, понимается судно, осуществляющее движение в направлении
противоположном, чем указано в пункте 127 настоящих Правил.
129. Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в
данном районе;
- дополнительный судовой ход - судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним,
а также судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам,
затонам и т.п.;
- основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки,
в которую этот приток впадает;
- полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;
- ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия,
обозначенная навигационными знаками;
- кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;
- встречное плавание - движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу;
- расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном
плавании;
- обгон - приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,5
град. позади траверза обгоняемого судна и обгон его;
- пересекающиеся курсы - пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть
опасность столкновения;
- пропуск - частный случай расхождения или обгона.
130. Расхождение и обгон разрешаются лишь в тех случаях, когда ширина судового хода достаточна
для одновременного прохода.
131. Участки судоходных путей, на которых по условиям плавания запрещается расхождение и обгон
судов, указываются в документах, определяющих особенности движения судов в бассейне,
навигационных картах и обозначаются на местности информационными знаками.
136. Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность с
толкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись
левыми бортами.
140. Скоростные суда при движении не должны следовать в кильватер другим судам.
141. Скоростные суда при встречном плавании должны расходиться между собой только левыми
бортами; при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.
142. Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту
обгоняемого судна; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно
незамедлительно уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до окончания обгона.
145. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе
движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому
ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять
движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить
с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать,
чтобы им уступили дорогу.
146. Если два маломерных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:
- маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;
- маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.
147. Если два парусных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть
опасность столкновения, то одно из них должно уступать дорогу согласно следующим правилам:
- когда суда идут разными галсами, идущее левым галсом должно уступить дорогу другому судну;
- когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу
судну, находящемуся под ветром;
- если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно
определить, левым или правым галсом идет это судно, то оно должно уступить ему дорогу.
148. Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения,
рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за
кормой проходящих судов.
Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок.
149. Маломерным и парусным судам запрещается:
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих
кранов и т.д. и в промежутках между ними;
- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения,
рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;
- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того,
и ночью.
180. Проход под мостами разрешается только через предназначенные для этой цели судоходные пролеты,
оборудованные действующими навигационными знаками и огнями (приложение № 6 к настоящим Правилам).
181. Особые условия прохода под мостами, обусловленные их конструкцией, расположением и
гидрологическими особенностями пути, устанавливаются документами, определяющими особенности
движения судов в бассейне, или обязательными постановлениями по портам.
185. При одновременном подходе судов сверху и снизу к мосту с одним судоходным пролетом первым
его проходит судно, идущее вниз, или скоростное независимо от направления движения.
189. Пропуск судов через шлюзы осуществляется в соответствии с планом - графиком шлюзований,
разработанным диспетчерским аппаратом шлюза на основе информации о подходе судов.
При составлении графика шлюзований пропуск пассажирских и других судов, работающих по
объявленному расписанию, планируется согласно расписанию их движения. Пропуск остальных
судов через шлюзы осуществляется в порядке подхода их к шлюзу (месту отстоя).
190. Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке при совместном шлюзовании
заходят в шлюзовую камеру последними и устанавливаются таким образом, чтобы у них на траверзе
не было других водоизмещающих судов, кроме маломерных.
191. Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется
совместно с другими судами.
193. При движении в подходных каналах шлюзов обгон судов, кроме обгона скоростными судами
водоизмещающих судов, допускается только с разрешения диспетчера шлюза.
200. Разрешается совместное шлюзование судов в следующем порядке:
- танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) в любом сочетании;
- сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами),
а также суда технического флота с танкерами, загруженными нефтепродуктами (или их остатками) с
температурой вспышки паров 60 град. С и выше;
- пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) (кроме судов с
ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами) и судами технического флота.
203. Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются
только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора.
Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале
промежуточного светофора.
204. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету.
В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного
записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.
208. Требования к плаванию в условиях ограниченной видимости распространяются на все суда и
составы, за исключением маломерных и парусных, при плавании по внутренним судоходным путям с
латеральной системой навигационного оборудования при визуальной видимости менее 1 км и на
участках судоходных путей с не освещенной в темное время суток обстановкой.
Правила плавания на маломерных судах в Московской области
Постановление Правительства Московской области от 04.07.2007 N 494/21
I. Общие положения
1. Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Московской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, устанавливают порядок пользования водными объектами для плавания маломерных судов на водных объектах Московской области и являются обязательными для физических и юридических лиц.2. Согласно Федеральному закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», маломерным считается судно, длина которого не превышает двадцать метров и общее количество людей на котором не превышает двенадцать.
Согласно этому же закону не подлежат регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателя (в случае установки) до 8 киловатт (10 л.с.) включительно.
3. Поверхностные водные объекты используются для плавания на маломерных судах без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
4. Использование маломерных судов на водных объектах общего пользования может быть ограничено, приостановлено или запрещено в случаях, предусмотренных законодательством, о чем население оповещается уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, или иными способами доведения информации.
5. Проведение соревнований (регат), водных праздников, экскурсий и других массовых мероприятий на водных объектах с использованием маломерных судов осуществляется с учетом правил использования водных объектов общего водопользования для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления.
6. Использование водных объектов для плавания на маломерных судах разрешается после окончания ледохода (очистки водного объекта ото льда) до начала ледостава. Сроками начала и окончания навигации на внутренних водных путях для маломерных судов являются сроки работы судоходных гидротехнических сооружений на водных путях.
II. Порядок плавания на маломерных судах
7. Плавание маломерных судов разрешается после их государственной регистрации в установленном порядке, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра) с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.8. Выход в плавание и управление маломерными судами разрешается только в период навигации при наличии у судоводителей действительных удостоверений (дипломов) на право управления этими судами, выданных соответствующими надзорными органами.
9. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).
10. При плавании на маломерных судах запрещается:
а) управлять маломерным судном:
не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра);
не несущим бортовых номеров;
переоборудованным без соответствующего разрешения;
с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;
без удостоверения на право управления маломерным судном;
в состоянии опьянения;
б) передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
в) превышать установленные скорости движения;
г) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;
д) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
е) заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
ж) в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать в акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;
з) приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и в других организованных местах купания;
и) перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
к) швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;
л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;
м) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
н) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;
о) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;
п) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;
р) осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;
с) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
т) нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.
11. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:
а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;
б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства, или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;
д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;
е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.
III. Обязанности судоводителей маломерных судов
12. Судоводители маломерных судов обязаны:а) выполнять требования настоящих Правил, Правил охраны жизни людей на водных объектах в Московской области, Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 N 129 "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации" (с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2003 N 114) (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2002 N 4088), и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на водных объектах и охрану окружающей среды;
б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;
в) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;
г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;
д) прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки;
е) оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщать в территориальный орган или подразделение Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС) МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;
ж) выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;
з) сообщать в территориальные органы и подразделения ГИМС МЧС России, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов;
и) выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.
13. Лица, нарушившие требования настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административные правонарушения на водном транспорте (выдержки)
Статья 11.7.Нарушение правил плавания- Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков - влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
- Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
- Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
- Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.
- Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.