Термины надувных лодок
Баллон - диаметр баллона серьезно влияет на размеры кокпита лодки, т. к. в конструкции лодки обязательно должны соблюдаться внешние размерные пропорции. Чем меньше диаметр баллонов, тем шире кокпит.Очень важно поддерживать нормальное давление в баллонах, если давление в баллонах не будет соответствовать оптимальному, то мягкий борт приведет к неправильной работе мотора, что станет причиной потери курсовой устойчивости.
Вес - вес лодки без учета дополнительных аксессуаров (пайола, весел и т.п.). Вес лодки зависит от размера судна и материалов, которые использовались при его изготовлении. Лодки из ПВХ легче аналогичных моделей из резины.
Весла - наличие гребных весел в комплекте поставки лодки. Весла могут поставляться как с гребными, так и с моторными лодками. Весла для небольших лодок обычно короткие, изготавливаются из алюминия и пластика. Наиболее удобны для транспортировки разборные весла.
Необходимо учитывать, что лодки грузоподъемностью более 225 кг необходимо регистрировать в ГИМСе.
Дейдвуд мотора - нижняя часть лодочного мотора. Для ее определения необходимо измерить расстояние от верхней части крепежного кронштейна до нижней части кавитационной плиты. Полученный результат должен быть равен высоте кормового транца (плюс-минус 24мм).
Длина лодки - расстояние между внешними краями кормы и носа лодки.
Вместимость небольшой лодки напрямую зависит от ее длины. Одни производители считают лодку длиной до 2.5 метров одноместной, тогда как другие присваивают лодкам длиной от 2 до 2.5 метров вместимость 1.5 (взрослый + ребенок). Кроме того, чем больше лодка, тем с большей вероятностью она предназначена для плавания в глиссирующем режиме с мотором. Поэтому, по общепринятым нормам, лодки длиной более 3 метров обязаны иметь килевое днище.
Дно (пол) - пол надувной лодки может быть надувным или выполненным из жестких материалов
Дно из из жестких материалов ( пайол) более устойчиво но и больше весит.
Киль - обычно моторные лодки, в отличие от гребных моделей, имеют V-образное днище. Для улучшения рабочих характеристик и повышения управляемости большинство таких лодок оснащаются килем.
Киль может быть жестким, надувным или отсутствовать. На некоторые лодки устанавливается жесткий накладной деревянный киль, который придает днищу V-образную форму. Жесткий киль наиболее стабилен и надежен, отлично держит лодку на поворотах и помогает сохранять курс при сильном ветре. Лодки с надувным килем более удобные при транспортировке. Сильно выраженный киль затрудняет выход лодки в глиссирующий режим.
Клапан для слива воды - служит для слива воды из кокпита.
Кокпит - внутреннее пространство надувной лодки.
Длиной кокпита считается расстояние палубы от кормы до носа.
Ширина кокпита считается внутреннее расстояние между бортами.
Леерный трос - Троса на бортах лодки. Как правило очередь играет роль спасательного средства.
Мотор (подвесной) - впервые появился примерно в начале 20 века. Двухтактные двигатели более лёгкие. Четырехтактные, помимо лучших экологических показателей, отличаются меньшим расходом топлива, низким уровнем шума и вибрации.
Максимально разрешенная мощность мотора зависит от размеров лодки, а также от формы и жесткости конструкции. Моторы мощностью до 5 л. с. устанавливаются при помощи навесного транца на моторно-гребные лодки. Такие двигатели используются с целью более быстрого перемещения по воде. Моторы мощностью 6—8 л. с. способны вывести лодку в режим глиссирования при условии непредельной загруженности судна. На моторные лодки со встроенным транцем устанавливаются мощные моторы, от 15 л. с., которые используются преимущественно для глиссирующего хода.
Максимальный вес мотора - предельно допустимый вес мотора для данной модели лодки. Как и мощность, вес мотора зависит от особенностей конструкции самой лодки. Следует учитывать, что вес двигателя не всегда связан с его мощностью. Современные технологии позволяют создавать небольшие по размеру и весу, но при этом мощные моторы.
Материал лодки - материал, из которого изготовлена лодка. Современные надувные лодки могут быть выполнены из прорезиненной ткани, ПВХ, неопрена или хипалона.
Прорезиненная ткань используется для изготовления лодок отечественными производителями. Резиновые лодки недороги, но имеют ряд недостатков. После каждого использования их необходимо тщательно просушивать, чтобы уберечь от плесени. Кроме того, резиновые лодки плохо переносят морскую воду. Их нельзя назвать долговечными, так как резина достаточно легко отрывается от тканевой основы.
ПВХ (поливинилхлорид) занимает большую часть рынка. ПВХ – это группа виниловых полимеров – легкий и прочный материал. ПВХ не выгорает, стоек к воздействию ультрафиолета и морской воде. В то же время, ПВХ не переносит воздействие высоких температур и различных химикатов. Качественные лодки из ПВХ имеют армированную основу, например, из нейлона или полиэстера, которые обеспечивают изделию прочность и долговечность.
Хипалон - полиэтиленовый эластомер, характеризуется в первую очередь высокой эластичностью, не выгорает и устойчив к любым температурам.
Неопрен - разновидность искусственного каучука - упругий прочный материал. Практически не подверженный воздействию агрессивной среды. Так как хипалон не отличается высокой прочностью, но обладает другими хорошими качествами, то производители нередко используют сочетание этих синтетических материалов: хипалона (для внутреннего покрытия) и неопрена (для внешнего). Такие лодки обладают всеми необходимыми качествами, но, так как для таких лодок используется только технология склеивания шва, то конечная стоимость изделия оказывается весьма высокой.
Тип шва - способ изготовления шва лодки. При изготовлении швов могут быть использованы различные технологии: склеивание, вулканизация, сварка ультразвуком Швы недорогих резиновых лодок традиционно делают обычным склеиванием. Клей, используемый для швов, по своему составу очень схож с самим материалом лодок, поэтому швы получаются необычайно прочными. Однако склеивание является трудозатратной, и, соответственно, дорогостоящей процедурой. При производстве лодок из ПВХ используются более современные и простые шовные технологии: вулканизация (горячий способ) или сварка ультразвуком (холодный способ). Обе технологии обеспечивают примерно одинаковое качество швов. В отличие от склеивания, при производстве таких швов не используются дополнительные материалы. Швы создаются путем соединения краев баллона. После остывания края образуют единое целое. Помимо высокой надежности, такие швы отличаются эстетичным внешним видом. Однако особенности процессов изготовления исключают возможность ремонта шва самостоятельно в случае нарушения его герметичности. Кроме технологии изготовления шва, при выборе лодки необходимо учитывать тип соединения тканей.
Маломерное судно - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл)
Насос - Обычно в комплекте предлагается ручной насос, накачка которым большой лодки может затянуться на длительное время.
Пайол - жёсткий, съёмный пол лодки. При его изготовлении используются водостойкая фанера, алюминий или стеклопластик.
Пайол из фанеры является самым бюджетным вариантом. Следует учитывать, что такой пол недолговечен: даже, несмотря на водонепроницаемую пропитку, у фанерного пола со временем неизбежно нарушается геометрия, и его приходится менять.
Пол из алюминия очень легкий, прочный и долговечный. Однако для рыбной ловли это не самый подходящий вариант: металл является хорошим проводником звука, поэтому любые передвижения рыбака в такой лодке распугают рыбу.
Пол из стеклопластика сочетает все необходимые достоинства: легкость, прочность, бесшумность. Однако такой пайол довольно дорогой.
Регистрация в ГИМСе - согласно российскому законодательству, в Государственной инспекции по маломерным судам необходимо регистрировать гребные надувные лодки грузоподъемностью более 225 кг, а также все надувные лодки с навесным мотором независимо от их грузоподъемности. В случае с моторной лодкой, помимо предоставления ряда документов, необходимо также пройти технический осмотр. Моторно-гребные лодки грузоподъемностью менее 225 кг не обязаны проходить регистрацию, если используются без мотора.
Ремкомплект - в набор входит тюбик с водостойким клеем и одна или несколько заплаток. С помощью этих средств можно быстро залатать прокол или разошедшийся шов.
Рым - это крепление для каната якоря. Обычно он расположен в носовой части лодки. С помощью рыма удобно фиксировать якорный канат в нужном положении. Кроме того, крепление защищает борт лодки от истирания канатом.
Транец - служит для крепления мотора. Транец может быть встроенным или подвесным.
Встроенный транец крепится к корме лодки и фактически заменяет собой задний борт. Как правило, транец изготавливается из толстой водостойкой фанеры, реже — из металла или стеклопластика.
Подвесные транцы используются в моторно-гребных лодках с замкнутой формой корпуса (надувной борт идет по всему периметру лодки). Он может входить в комплект лодки или отсутствовать. Подвесной транец можно использовать только на лодках, у которых предусмотрены специальные крепления.
Сидение (банка) - представляет собой деревянную планку, которая крепится торцами к бортам лодки. Крепление может быть жестким или плавающим, фиксируется с помощью пазов или гибких петель. Плавающий тип крепления подразумевает наличие продольных направляющих на бортах лодки, благодаря которым можно перемещать сидение в удобное место.
Слань - съемный настил для днища .
Уключины - служат для крепления вёсел. Уключины изготавливаются из различных материалов: пластика, резины или металла. Они могут быть фиксированными или вращающимися.
Ширина лодки - внешнее расстояние между боковыми бортами лодки. Слишком широкая лодка может имеет нестабильную курсовую устойчивость.
Судовая терминология
Аксиометр - устройство, показывающее угол отклонения пера руля или оси гребного винта относительно ДП.Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна.
Ахтерштевень - элемент набора судна; открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через А. проходят баллер руля и гребной вал.
Бакен - плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.
Бакштов - трос, выпускаемый за корму стоящего на якоре судна, за который крепятся судовые катера и шлюпки.
Балансирный руль - руль, у которого часть плоскости пера (примерно 20-30 процентов всей площади) расположена впереди оси вращения руля. При перекладке такого руля встречные потоки воды своим давлением на балансирную часть содействуют отклонению руля, что позволяет уменьшить мощность рулевой машины.
Баллер - вертикальный вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля (или поворотной насадкой), а в верхней части с румпелем.
Баржа - несамоходное грузовое судно
Батоксы - линии на теоретическом чертеже судна, изображающие следы пересечения наружной поверхности корпуса рядом плоскостей, параллельных его диаметральной плоскости. Б. дают возможность объемно представить форму корпуса и предварительно определить некоторые свойства будущего судна.
Батопорт - подвижная стенка сухого дока. Батопорт подводится к входу дока, плотно прилегает к его стенкам и по мере откачивания воды из дока, прижимается давлением наружной воды
Береговые знаки - средства навигационного оборудования и знаки судоходной обстановки реки, устанавливаемые на берегу для ориентирования судоводителей.
Бимс - элемент набора корпуса судна; поперечная металлическая или деревянная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута. Служит отнованием для палубы. Придают жесткость палубе и распределяют палубную нагрузку на борта, продольные переборки и пиллерсы.
Блокшив (блокшип) - старое, обычно несамоходное судно, лишенное механизмов, оборудования и используемое в качестве плавучего склада или жилья.
Бочка - стальной поплавок (объемом до нескольких десятков кубических метров), поддерживающий свободный конец цепи, закрепленный на мертвом якоре. К рыму бочки крепят швартовы или якорную цепь судна ("стоять на бочке").
Брандвахта - 1) судно, поставленное на рейде в гавани или устье реки для наблюдения за движением судов и соблюдением ими правил судоходства, установленных для данного района. 2) Пост на берегу или судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта. 3) Судно для жилья для экипажа земснаряда, водолазных станций и т.д.
Буек - поплавок, установленный на на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета и т.п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.
Буй - плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.
Буль - продольная надводная или подводная полость судна, служащая для придания ему дополнительной остойчивости или защиты от чего-либо (например, противоторпедные були). Валкость судна - отрицательное свойство судна крениться на большие угля и медленно возвращаться в положение равновесия под воздействием незначительных внешних сил. Валкость присуща судам с малой остойчивостью и является существенным недостатком судна.
Валовая вместимость судна - объем всех закрытых помещений судна под верхней палубой, в надстройках и рубках, выраженный в регистровых тоннах. В валовую вместимость не входит объем отсеков двойного дна, используемых только под водяной балласт, а также некоторых служебных помещений на верхней палубе и выше (камбуз, санузел и т.п.).
Валопровод - трансмиссия с горизонтальным (наклонным валом), пересекающим дно судна. Наиболее простая и дешевая конструкция. Используется на судах с невысокими скоростями, из-за высокого коэффициента сопротивления. Требует наличия рулевой плоскости или других отклоняющих насадок.
Ватерлиния - линия образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. В. изменяется в зависимости от загрузки судна. Конструктивная В. (КВЛ) - линия образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. КВЛ - соответствует В. при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.
Веха - плавучий навигационный знак для ограждения надводных и подводных опасностей, а также для указания фарватеров. Имеет вид шеста с фигурой на верхнем конце или без нее. Устанавливается на мертвом якоре.
Винт гребной - устройство для преобразования крутящего момента в упор - силу, передаваемую судну. Характеризуется количеством лопастей, диаметром, шагом и некоторыми другими специфическими параметрами. Шаг винта - расстояние, на которое переместился бы гребной винт за один оборот в твердой среде (аналогично винту, вворачиваемому в отверстие с резьбой).
Внутренние водные пути (ВВП) - судоходные водные пути, полностью расположенные на территории одного государства (реки, озера, водохранилища).
Внутренние воды - все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме территориальных вод): реки, озера, каналы, водохранилища и т.д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех сторон сушей, являющейся территорией одного государства.
Внутренние морские воды прибрежного государства - в международном праве морские воды, расположенные с сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (территориальных вод). К В. м. в. относятся также моря, все побережье которых и оба берега пролива принадлежат одному и тому же государству (например, Азовское и Белое моря); воды портов, бухт, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мили; исторические заливы.
Водоизмещение судна - количество воды, вытесненной подводной частью плавающего судна, равное массе всего всего судна независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное (равное объему подводной части судна до ватерлинии) и массовое водоизмещение (равное массе корабля). Объемное водоизмещение меняется в зависимости от плотности воды в месте плавания судна. По нагрузке судна различают стандартное водоизмещение (полностью укомплектованное судно с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и запасов воды в цистернах), нормальное (стандартное плюс половина перечисленных в первом случае запасов), полное (при полных запасах), наибольшее (при придельных запасах), порожнее (без команды, топлива и т.п.).
Водометный движитель (водомет) - движитель, в котором вода, поступающая в заборник, получает ускорение в насосе или от потока газов и выбрасывается через сопло, создавая тягу и заставляя судно двигаться. Получил широкое распространение на катерах, небольших речных теплоходах, буксирах. В отличие от гребного винта, вращающиеся части водомета расположены внутри корпуса, а потому этот вид движителя идеален для передвижения по мелким, заросшим водорослями, закоряженным водоемам.
Выгородка - вертикальная или наклонная перегородка, разделяющая объем отсека судна.
Высота борта - одно из главных размерений судна; расстояние по вертикали от верхней кромки горизонтального киля до нижней поверхности верхней палубы, измеряемое по мидель-шпангоуту.
Высота надводного борта - разница между высотой борта и осадкой судна.
Галс - расположение судна относительно ветра. Левый Г. - ветер дует в левый борт, правый Г. - ветер дует в правый борт.
Гидропривод - силовой привод каких-либо механизмов, состоящий из гидронасоса и гидромотора (гидроцилиндра), соединенных между собой трубопроводами для подачи рабочей жидкости (масла). На малых судах применяется для привода руля, лебедок и гребного винта .
Дельные вещи - общее название некоторых деталей, входящих в оборудование судна. К дельным вещам относятся клюзы, утки, киповые планки, двери, люки, комингсы, леерные стойки, иллюминаторы, шпигаты, кнехты, трапы и т.д.
Диаметральная плоскость - воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна
Дифферент судна - наклон корабля в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды. Соответственно бывает Д. на корму и Д. на нос.
Излучина - изгиб русла реки.
Кавитация - образование в жидкости полостей (пузырьков), заполненных газом, паром или их смесью в результате местного уменьшения давления ниже критического значения. Попадая в область с высоким давлением, пузырьки лопаются, порождая ударные нагрузки от которых разрушаются поверхности гребных винтов, лопастей рабочих колес насосов, подводных крыльев и т.п., что сокращает срок их службы, а также снижает КПД установки.
Катер - общее название малых судов со стационарным двигателем и водоизмещением не более 40 тонн.
Кардинальная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающих оконечности навигационных опасностей по сторонам света. Применяется исключительно на морских водных путях.
Килеватость - характеристика поперечного профиля судна. Имеет числовую величину - угол килеватости (deadrise) - см.рис. Корпус судна обычно характеризуется двумя углами килеватости - на миделе и на транце. При малой килеватости суда имеют меньшую осадку и меньший крен при циркуляции, однако обладают достаточно высокой рыскливостью (поэтому глиссирующие суда имеют большой угол килеватости на транце) и большими ударными нагрузками на корпус при движении на волне. При большой килеватости суда обладают низкой остойчивостью на стоянке и малом ходу, а также чуть бoльшим гидродинамическим сопротивлением на малом ходу. Суда с углом килеватости менее 10 градусов называют плоскодонными, от 10 до 15 - умеренной килеватости, от 15 до 20 - сильнокилеватыми, более 20 - "глубокое V". На практике редко встречаются суда с углом килеватости более 26 градусов.
Кнехт - металлическая конструкция, предназначенная для закрепления на ней швартовых концов. Устанавливается на причале или на судне.
Корма - задняя оконечность судна. Плоский срез кормы называется транец. Острая корма называется вельботной.
Кранец - предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта. В качестве К. часто используют старые автомобильные покрышки.
Крейсерская скорость - условное название наиболее экономичной скорости судна.
Круговой огонь - огонь освещающий непрерывную дугу горизонта в 360 градусов.
Лаг - навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Различают относительные лаги (измеряют скорость относительно воды) и абсолютные (относительно дна).
Латеральная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающая левую и правую кромку судового хода или его ось. На правой кромке судового хода устанавливают знаки, окрашеные в красный цвет, на левой - знаки, окрашеные в белый (на реках) или черный (на водохранилищах и озерах) цвет. Ось судового хода обозначается створами - парными знаками, установленными на берегу, которые задают прямую линию, на определенном отрезке совпадающую с осью судового хода. В некоторых случаях створы обозначают и границы судового хода. Л.с. преимущественно используется на внутренних водных путях.
Леер - натянутый трос, используемый в качестве поручня.
Мидель - линия пересечения корпуса судна и воображаемой вертикальной плоскости, которая проходит по середине длины судна и перпендикулярна диаметральной плоскости.
Мористее - выражение, указаывающее, что судна или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. К примеру, фраза "пойдем мористее" означает пойдем дальше от берега в открытом море.
Миля морская - единица для измерений расстояний на море, равная длине дуги земного меридиана в 1`. В различных странах миля определяется на разных широтах, поэтому она имеет неодинаковые значения. В России морская миля берется по широте 44 градуса 30 минут и составляет 1852 метра, в Великобритании и Японии - 1853,18 метра, в Италии - 1851,85 метра. Международная морская миля равна 1852 метрам.
Моторесурс - время работы двигателя или другого механизма до их капитального ремонта. Измеряется в часах работы.
Моторная лодка - маломерное судно с подвесным мотором.
Надводный борт - часть борта выше ватерлинии.
Осадка (draft, draught)- расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.
Остойчивость судна - способность судна, выведенного из положения равновесия внешними силами, вновь возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил. В теории кораблей различают статическую остойчивость и динамическую остойчивость. Мерой остойчивости служит метацентрическая высота.
Осушка - часть берега или отмель, обнажающаяся во время отлива или сгона воды под действием ветра.
Отмашка - способ сигнализации, применяемый для согласования бортов расхождения судов. Отмашку подают с борта расхождения, днем - белым флагом или белым импульсным огнем-вспышкой, ночью миганием белого света. Световая отмашка располагается выше бортовых огней и состоит из пары фонарей с каждого борта, которые освещают дугу горизонта в 112,5 градусов от траверза.
Перевальный знак (столб) - береговой знак судоходной обстановки, имеющий вид столба со щитом. Устанавливается по обоим берегам рек в местах, где судовой ход (фарватер) идет от одного берега к другому.
Пиллерс - вертикальная стойка, являющаяся элементом корпусных конструкций, предназначена для восприятия и передачи вертикальных нагрузок. Устанавливается между палубами, опирается на такие элементы набора, как карлингсы, шпангоуты, стрингеры.
Плаз - место разбивки теоретического чертежа судна в натуральную величину, по которому изготавливают шаблоны листов наружной обшивки и шаблоны деталей набора. В любительском судостроении представляет собой ровный пол (или даже стену!) гаража, ангара, спортзала, выложенный листами плотного картона, фанеры или оргалита.
Поворотная насадка - массивное кольцо, закрепленное на баллере вместо руля. Помимо улучшения управляемости судна на малом ходу увеличивает упор винта.
Поворотно-откидная колонка (stern drive) - трансмиссия с горизонтальным валом, пересекающим транец. Конструктивно представляет собой механизм расположенный за транцем, позволяющий оси вращения винта перемещаться в двух плоскостях: в горизонтальной - для управления судном и вертикальной - для регулирования угла наклона оси вращения относительно поверхности воды, а также для откидывания при наезде на препятствие аналогично подвесному мотору.
Редан - уступ на днище корпуса быстроходных судов. Уменьшает площадь сопрокосновения днища с водой при движении на больших скоростях.
Рым - металлическое кольцо. В зависимости от места крепления предназначается для швартовки судов, выполнения такелажных работ.
Рында - особый бой в корабельный колокол. Чаще всего, однако, рындой называют сам судовой колокол, что завзятые мореманы считают неправильным.
Система МАМС - единая система ограждения навигационных опасностей плавучими предостерегательными знаками, принятая в ноябре 1980 года конференцией Международной ассоциации маячных служб (МАМС). Предостерегательные знаки разделены на систему "А" (красный буй или огонь слева) и систему "Б" (красный буй или огонь справа). Система МАМС включает пять типов знаков: латеральные, кардинальные, знаки ограждения отдельных опасностей, знаки обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины прозода (осевые или знаки чистой воды). Кроме того, система предусматривает знаки специального назначения.
Скула судна - место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в днище. В зависимости от формы скулы суда делят на суда с круглоскулыми обводами (см. рис вверху) и суда с остроскулыми обводами (см.рис. внизу). Круглоскулые суда имеют более легкий ход (за счет меньшей смачиваемой поверхности), повышенную прочность корпуса (из-за отсутствия точек концентрации напряжений). Остроскулые суда считаются более быстроходными, имеют увеличенную остойчивость на стоянке и малом ходу, позволяют лучше использовать внутренние объем корпуса. Остроскулые обводы также более пригодны для самостоятельной постройки, поскольку имеют более простую поверхность, разворачивающуюся на плоскость.
Судовой ход - водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и карте.
Томбуй - поплавок, служащий для указания места нахождения отданного якоря. Соединен буйрепом с якорем.
Тонна регистровая - 1 регистровая тонна соответствует 2,83 кубическим метрам (100 кубическим футам).
Траверз - направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.
Транцевая плита - горизонтальная плита, устанавливаемая на транце для облегчения выхода на глиссирование и уменьшения ходового дифферента. Обычно имеет возможность регулирования угла наклона относительно транца, что позволяет добиться наиболее выгодного режима плавания при различных вариантах загрузки лодки или катера.
Угловая колонка (S-drive, sail drive) - трансмиссия с вертикальным валом, пересекающим днище судна. В редких случаях имеет подвижность в горизонтальной плоскости для управления судном.
Узел - внесистемная единица скорости, соответствующая 1 морской миле в час (1,852 км/час).
Утка - специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.
Фальшборт - легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.
Фальшкиль - 1) доски, брусья или металлические полосы, пришиваемые к килю судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт. 2) Тяжелый свинцовый или чугунный балластный киль на яхтах, препятствующий их крену и опрокидыванию.
Фиорд - узкий, глубокий, разветвленный залив (бухта) с высокими скалистыми берегами.
Форпик - носовой отсек судна от форштевня до первой (таранной) переборки.
Форштевень - деревянная или металлическая балка в носу судна, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль.
Фофан - разновидность гребной шлюпки.
Фриборт - надвожный борт судна.
Футокс - часть составных шпангоутов деревянных судов. Верхний футокс называют топтимберсом, нижний - флортимберсом.
Футшток - шест или рейка с делениями дли измерения глубины или наблюдением за уровнем воды в море, озере, реке.
Ходовой знак - береговой знак навигационного оборудования на реках, применяемый для указания судового хода (фарватера), расположенного в непосредственной близости от берега, на котором этот знак устанавливается.
Центр величины - центр масс погруженного объема тела (подводной части судна). Одновременно является точкой приложения всех гидростатических сил, выталкивающих плавающее тело на поверхность. Высота расположения центра величины относительно киля определяет остойчивость судна. Например, центр величины у острокильного судна находится выше, чем у судна с плоским днищем при прочих равных размерах, этим и объясняется большая остойчивость острокильных судов.
Центр тяжести судна - точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все элементы судна.
Швартов - трос (цепь) для швартовки.
Ширстрек - пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки.
Шкимушгар - тонкий (не более 25 мм) просмоленый линь. Применяется в такелажных работах.
Шлаг - один оборот троса вокруг чего-либо.
Шпангоут - ребро жесткости наружной обшивки корпуса судна, расположенное в поперечной плоскости.
Шпация - расстояние между двумя соседними шпангоутами.
Шпигат - отверстие для стока воды в фальшборте или ватервейсе.
Штуртрос - трос, связывающий штурвал с румпелем.
Шуга - мелкие куски рыхлого льда и комья снега, появляющиеся в воде перед ледоставом.
Шхеры - прибрежная полоса моря или озера с большим числом островов, проливов, банок, скал и камней.