Для нас параллельное развитие двух корейских марок означает, что, несмотря на их интеграцию, выбор недорогих иномарок не обеднеет. Герои же этого теста Hyundai Elantra и Kia Shuma II вообще создавались еще до объединения, и подетально между ними нет ничего общего. Тем интереснее было растущее по мере знакомства ощущение их единообразия. Не знаем, правдиво ли утверждение, что люди белой расы для корейцев на одно лицо, но корейские автомобили для нас чаще всего трудно различимы, если говорить не столько о внешности, сколько о сумме потребительских качеств.

Игра в классы
По габаритам Shuma и Elantra формально относятся к европейскому классу «D». Но с момента начала их производства «классовые» размеры существенно возросли, поэтому теперь эти машины реально конкурируют с моделями на класс ниже, тем более что и по гамме силовых агрегатов, и по цене они больше соответствуют сегменту «С». Для испытаний нам достались два пятидверных хэтчбека с 1600-кубовыми моторами (102 л.с. у Shuma и 107 л.с. у Elantra), оборудованные кондиционерами, АБС, электропакетами и иммобилайзерами. Кроме этого, Elantra могла похвастать двумя подушками безопасности и простенькой магнитолой, зато и стоила ровно на тысячу долларов дороже — $13 990 против $12 990 за Shuma. Если тем же самым дооснастить и Kia, то разница в цене сократится до $350 — 400.

Европа «роднее»
Внешность обоих соперников наглядно подтверждает то, что автомобильный дизайн — это коллективное искусство, требующее и ярких талантов, и высококвалифицированных исполнителей, но, главное, глубоких культурных традиций, уходящих корнями к средневековым ремесленникам. Ничуть не умаляя традиций азиатской культуры, нельзя не признать, что они по большей части относятся к философии и искусствам, а промышленный дизайн — прерогатива старушки-Европы. Приглядитесь к Hyundai и Kia: и пропорции небанальны, и переходы поверхностей интересны, и детали оформления (светотехника, решетки) оригинальны, но сложенное все вместе, так и остается случайным, и потому маловыразительным набором без объединяющей идеи. Сравните их со Skoda Octavia, лишенной какой бы то ни было вычурности, но гораздо более привлекательной. Сопоставляя же наших «корейцев» между собой, нужно признать, что Kia все же ближе к облику европейского автомобиля. Hyundai Elantra смотрится немного странно, особенно анфас.
Корма у Елантры довольно привлекательно, но на мордашку Шума значительно красивее.

Внутри гармоничнее
Оформление интерьеров Shuma и Elantra настолько схоже, что на первый взгляд кажется унифицированным, но пристальное изучение показывает, что все детали отделки разные. Передние панели, как два эскиза к одному проекту, повторяют друг друга и формой, и компоновкой, и даже фактурой мягких пластиков. В целом стилистика обеих машин изнутри гармоничнее, чем снаружи, но в богатстве фантазии дизайнеров, создававших эти интерьеры, не заподозришь. Оба салона оставляют твердую уверенность, что где-то ты все это уже видел, причем неоднократно. Но в этом ценовом диапазоне жаловаться на отсутствие изысков не приходится, а качество внутренней отделки обеих машин достойно запрашиваемой суммы. Отделка действительно бюджетная, но материал на кресла всё-таки можно было выбрать подороже, вернее поэстетичнее.

Туда же, на невысокую цену, можно списать и огрехи эргономики, благо они не «криминальны»: отсутствие продольной регулировки руля, узкий диапазон высотной регулировки сиденья и недостаток боковой поддержки. И опять все как «под копирку»: одинаково справедливо и для Kia, и для Hyundai. Ну хорошо, в передней части салона все похоже, но сзади должны быть отличия, хотя бы потому, что база у Elantra на 50 мм длиннее. Оказывается, ничуть не бывало — одинаково хорошее пространство для ног, ощутимая теснота в плечах (для троих) и равный недостаток высоты салона над задним сиденьем, заставляющий людей чуть выше среднего роста буквально подпирать потолок головой. И даже багажные отделения близки и по объему, и по форме. Наиболее весомым различием между ними является то, что при складывании заднего сиденья у Elantra его подушка ставится вертикально, а у Shuma остается на своем месте, из-за чего между основным багажником и его продолжением в салоне образуется порог, почти отсутствующий у Elantra, и мешающий погрузке объемных упаковок.
Для моих 180 крыша сзади на голову не едет.

Динамичный прорыв
Оба «корейца», будучи столь «единодушными» во всем, что касается интерьера (вместимость, эргономика, дизайн), выказывают индивидуальные особенности характера в движении. По двигателю не очень большое, но уверенное преимущество остается за Elantra — ее мотор тяговит почти во всем диапазоне оборотов, выдыхаясь лишь по краям характеристики. Бесшумным его не назовешь, но «задевать» слух он начинает только при интенсивном разгоне на высоких частотах, где-то после 5000 об/мин. Двигатель Shuma выдает еще более ровную характеристику, что в данном случае, к сожалению, означает равномерный недостаток тяги по сравнению с современными 1600-кубовыми моторами. Попытка «потоптать» педаль газа приводит в основном к громогласному возмущению силового агрегата, неожиданно сильному после умеренного шума при равномерном движении. Словом, двигатель Kia, даром что тоже 16-клапанный, и слабее и шумнее, чем мотор Hyundai.
Да, на низах тянут слабо, дань Евростандартам, но с 3500 оборотов оба моторчика просыпается и до отсечки вполне тяговиты. Еще одно замечание, в Элантре выпускаемой с 2003 года, вроде стоит 105 сильный двигатель, в отличие от предыдущей модели со 107 сильным движком. Учитывая это, а так же разницу в весе, машины показывают практически одинаковые динамические характеристики, см. таблицу.

Рокировка
В оценке управляемости соперники меняются местами, и уступают не только таким «отличникам», как Peugeot 307 или Ford Focus, но и «хорошистам» вроде Mitsubishi Carisma или Skoda Octavia. Обоим «корейцам» не хватает собранности и точности при активном прохождении крутых поворотов, что, в общем-то, простительно, учитывая нацеленность на экономного клиента. Однако Elantra проявила недостаток, задевающий и флегматичного водителя: даже на прямых участках и в пологих поворотах рулевому управлению недостает точности и обратной связи, что заставляет сидящего за рулем корректировать курс чаще, чем хотелось бы. За баранкой Kia Shuma чувствуешь себя увереннее, и к коррекции приходится прибегать реже — ее руль довольно информативен и точен. По плавности хода Shuma — середнячок по отношению к «европейцам» — жестковато идет по мелким и средним неровностям и допускает пробои на крупных ямах: энергоемкость подвески маловата. Плавность хода Elantra оценить сложнее. С одной стороны, средние и крупные дефекты дороги ее подвеска отрабатывает мягче, с другой — на мелкие стыки поверхности дороги она реагирует чересчур остро и особенно не любит ямки с резкими краями. Если обобщенно, то Elantra все-таки комфортабельнее, чем Shuma, хотя и не тянет по этой части на роль лидера среди современных аналогов.

Подвеска это вообще тонкая материя, выигрывая в одном обязательно проигрываешь в другом. Здесь впору иметь для разных дорог разные машины, но с такими рассуждениями зайти можно далеко.
Семейный транспорт
В итоге можно констатировать, что от подобных «семейных разборок», безусловно, выигрывает покупатель. Нельзя не признать, что оба родственника-соперника мало подходят водителям-энтузиастам, зато вполне пригодны на роль транспортного средства, за руль которого усаживается уравновешенный и солидный отец семейства.
Не Феррари, ну и не зубило, однозначно.

Технические характеристики автомобилей

Технические характеристики Kia Shuma Hyundai Elantra
Тип кузова/количество дверей седан/4 седан/4
Снаряженная масса, кг 1114 1175
Объем багажника, л 440 415
Тип двигателя бенз., R4 бенз., R4
Количество клапанов цилиндр 4 4
Рабочий объем, см3 1594 1600
Максимальная мощность, л. с. 102 105
 при частоте вращения, об/мин 5500 5800
Макс. крутящий момент, Нм 144 143
 при частоте вращения, Нм 4400 3000
Тип привода передний передний
Максимальная скорость, км/ч 186 182
Время разгона, 0—100 км/ч, с 11,6 11,0
Расход топлива, л/100 км 6,5/11,0 6,2/7,4/9,4
Диаметр разворота, м 10,6 10,2
Розничная цена, долл. США 12 990 13 990