Привлекательная цена - не единственный определяющий фактор при выборе автомобиля. Наглядный тому пример - два близких и в то же время непохожих один на другой автомобиля - Kia Shuma II и Skoda Octavia. Обе марки стали хорошо известны в России, заработав популярность низкой стоимостью. И Kia Shuma, и Skoda Octavia дебютировали в 1997 году, правда, Shuma пару лет назад успела пережить пластическую операцию. Оба автомобиля практически идентичны по габаритам, хотя база у Kia на 50 мм длиннее. Оба относятся к довольно редкой разновидности пятидверных хэтчбеков с подчеркнутым горизонтальным уступом на пятой двери, имитирующим профиль четырехдверного седана. Даже двигатели удалось выбрать совпадающими по рабочему объему (1,6 л) и мощности (102 л.с.). Разницу в уровне оснащения доставшихся нам машин качественной тоже не назовешь — обе оборудованы двумя подушками безопасности, электропакетом и аудиоподготовкой, но обошлись без АБС. Наиболее значительное различие в том, что Skodа Octavia оказалась с климатической установкой, а Kia Shuma - c простым кондиционером, и только «чешка» могла похвастать литыми колесными дисками. А дальше — держитесь за стул: Octavia стоит $17 400, а Shuma - $13 340. Ничего себе разница - $4060!

Для справки: самая недорогая Shuma с аудиоподготовкой, электропакетом и кондиционером будет стоить $11 990, а «пустая» Octavia с аудиоподготовкой - $13 900, но, главное, что при этом под капотом «кореянки» - 102-сильный двигатель. Octavia же оснащается устаревшим 75-сильным мотором, выпуск которого завершен, в связи с чем самым слабым на ней теперь будет 101-сильный агрегат. И несмотря на всю эту арифметику, в первом квартале текущего года соотношение продаж Skoda Octavia и Kia Shuma (включая седан Sephia) на нашем рынке составило пять к одному (!). Итак, народ голосует за Skoda, причем подавляющим большинством. Попробуем выяснить, насколько это оправдано.
Время расставило всё по свом местам. Ценовая политика Шкоды сделала своё дело, ажиотаж к Октавиам заметно поиссяк.

Европейский стиль
Для корейского автомобиля Kia Shuma довольно привлекательна: элегантный и динамичный силуэт с покатым капотом и приподнятой кормой; оригинальная, но неброская светотехника и отсутствие характерных для «корейцев» излишне агрессивных деталей оформления. Очевидно, что Shuma рассчитывалась преимущественно на экспорт в Европу, да и на фоне многих соотечественников она смотрится по-европейски. В облике Octavia скрупулезно и привычно для европейского потребителя отработаны все детали, переходы поверхностей и общие пропорции. Короче говоря, это отличный пример лаконичной выразительности и, можно надеяться, моральной долговечности дизайна.

Хорошее и отличное
Все то же самое можно повторить в отношении оформления интерьеров. У Kia архитектура передней панели и обивок дверей сильно напоминает целый ряд японских и корейских моделей. Многие детали обивки салона выполнены из мягкого пластика, однако его фактура выглядит не так солидно, как на Octavia. В целом отделка интерьера Shuma аккуратна и серьезных упреков не заслуживает, но в сравнении с чешским конкурентом чуть проигрывает. Богато и лаконично оформленный интерьер Octavia можно сравнивать с Volkswagen Passat, с которым она, кстати, имеет много общего в отделке. В целом за стиль Kia грех ставить меньше четырех баллов, а Skoda явно привлекательнее.

Посчитаемся
В отличие от предыдущего в номинации «вместимость» «чешка», не продемонстрировав особых талантов, кроме огромного багажника, победила по очкам. Для среднего мужчины посадка за рулем обеих машин достаточно удобна, но у Octavia больше вариантов благодаря двум регулировкам рулевой колонки (у Shuma только одна) и большему диапазону вертикального перемещения сиденья. Сами сиденья обоих соперников лишь намекают на боковую поддержку. Однако наиболее весомые очки в этом разделе Octavia, как ни странно, заработала просторностью задней части пассажирского салона. Странно потому, что и сама ею не отличается — и в ширину тесно, и пространство для ног скромное.

У Shuma, несмотря на преимущество в длине базы, эти показатели ничуть не лучше, но явно меньше высота потолка, и мужчина среднего роста макушкой ощущает его близость.
Потолки, дань моде, скошены у обоих машин, и конечно высота их не 2.70, но, что бы ощущать головой, это ж какую голову надо иметь.
По объему багажного отделения Octavia — безусловный лидер среди аналогов и не только. Багажник Kia Shuma неплох и по форме напоминает Octavia, но заметно уступает по длине и глубине, а следовательно, и по объему. Багажное отделение Skoda следует похвалить за такие, казалось бы, несущественные детали, как сетка, прижимающая поклажу к полу, и подпольные боксы для мелочовки рядом с запасным колесом.
Не блеск
Честно говоря, ни тот, ни другой соперник особой резвостью не отличается. Ровные, без богатых «низов» и без подхватов вверху, характеристики обоих моторов кажутся снятыми под копирку, хотя у двигателя Kia — четыре клапана на цилиндр, а у Skoda - только два. Субъективно чешское авто кажется чуть более динамичным, но это отличие не тянет даже на полбалла.
Здесь опять надо сказать о "дани моде". Оба движка высокооборотистые и ближе к 3500 оборотам тянуть начинают вполне резво.
При выкручивании двигателей в интенсивном разгоне оба ощутимо повышают голос, но без неприятной резкости. Происходит это где-то после 4000 об/мин, а вся разница между соперниками заключается в том, что тембр мотора Skoda ниже тоном, солиднее и приятнее. По справедливости нужно отметить, что голос мотора Kia тоже не раздражает.
Даже после 3000 оборотов движки становятся шумноваты, а уж за 4000 начинают петь не по-детски.
Тормоза в обоих случаях эффективны и не требуют привыкания, но и беда тоже общая - отсутствие АБС. По нашему мнению, она особенно целесообразна именно на таких спокойных семейных автомобилях, управляемых далеко не виртуозами. И если для Kia за 13 тысяч долларов отсутствие АБС можно оправдать, то для Skoda, которая на четыре тысячи дороже, это сделать труднее.

Уверенно и надежно
Управляемость Octavia и Shuma находится в гармонии с возможностями их моторов. Доминирующими чертами поведения обоих конкурентов являются надежность и предсказуемость. Не только на многорядной трассе, но и на второстепенной дороге с далеко не идеальным покрытием оба уверенно держат прямую на высоких скоростях, причем Kia даже чуть меньше реагирует на неровности, зато на Skoda чуть легче корректировать отклонения от курса благодаря более информативному рулю. Однако уверенность в трассовом режиме была ожидаемой, а вот приятным довеском оказалось вполне приличное поведение обеих машин в крутых поворотах. Конечно, спортивными их не назовешь, но и серьезных претензий к ним предъявить нельзя: крены умеренные, раскачка отсутствует, и оба автомобиля способны довольно точно отслеживать намеченную траекторию как в «хитрых» поворотах, так и в связке непростых виражей. Octavia немного стабильнее в поворотах, но не настолько, чтобы это отразилось в результирующей оценке.

Степень расплаты
За приличную управляемость Shuma более щедро расплатилась плавностью хода, чем Octavia. Корейская подвеска по-европейски жестковата, но при этом не очень энергоемка. Другими словами, мелкие неровности передаются на кузов довольно явно, а крупные могут вызвать пробой даже без лихого гарцевания по ямам. Уровень этих недостатков нельзя назвать криминальным, и Shuma не требует от водителя особо бережного отношения на наших дорогах, но Octavia лучше, особенно в отношении энергоемкости, то есть способности преодолевать серьезные дефекты дорожного покрытия без зубодробительных ударов.
Про подвеску Шумы можно услышать диаметрально противоположенные суждения, для одних она жестковато, для других мягковата, для третьих в самый раз. Но это как кровать, для всех она разная и сдесь субъективные ощущения играют ведущую роль.

О децибелах
Вполне естественно, что основным источником шума в обоих автомобилях является двигатель. При равномерном движении на любой скорости оба мотора не досаждают своим вокалом и повышают голос только при активном разгоне с выкрутками до верхов. Аэродинамические шумы, как и звук от качения шин, в обоих авто проявляются слабо.
Не знаю, как на Октавии, но родные покрышки на Шуме заснуть не дадут. Знаю, что многие после покупки машину переобувают.
Солидная внутренняя обивка Skoda скромно помалкивает при езде по провоцирующе неровной дороге, как это и положено любому автомобилю концерна «Volkswagen». Общего дребезга элементов интерьера нет и на Kia, но один сверчок все же завелся где-то под передней панелью.
За два года эксплуатации Шумы, бывает один, два "сверчка" просыпаются.

Цена дизайна
Итак, решающее преимущество Skoda Octavia буквально лежит на поверхности — это стиль и качество наружной и внутренней отделки. Причем все это соответствует лучшему европейскому уровню и достойно носить марку VW. К сожалению, и цену за Octavia запрашивают вполне достойную этой марки, и здесь зарыто решающее преимущество Kia Shuma - разница в цене позволяет на сэкономленные деньги купить «девятку» жене. Не пустяк, если учесть, что, кроме дизайна, Shuma по большому счету ни в чем не проигрывает чешской сопернице. Так что выбор непрост, и мы отнюдь не считаем, что стиль - нечто эфемерное, своего рода опиум для народа, вполне понимая тех, кто выбирает Skoda Octavia, - узкому кругу покупателей имидж важнее экономии.
Трудно не согласиться с выводами.

Технические характеристики автомобилей

Технические характеристики "Skoda Octavia" "Kia Shuma II"
Объем багажника,л 530 440
Снаряженная масса,кг 1205 1114
Тип двигателя бенз. R4 бенз.R4
Число клапанов на цилиндр 2 2
Рабочий объем, см3 1595 1594
Макс.мощность 102 101
При частоте об/мин 5600 5500
Макс. крутящий момент, Hm 148 144
При частоте, об/мин 3800 4400
Тип привода передний передний
Макс. скорость, км/ч 190 186
Время разгона 0-100 км/ч,с 11,8 11,6
Расход топлива, л/100км 5,5/7,1/9,9 6,5/11,0
Объем топливного бака 55 50
Диаметр разворота,м 10,8 10,6
Розничная цена, $ 17 630 13 290